Интернет-безопасность

Методические рекомендации по реализации мер, направленных на обеспечение безопасности детей в сети «Интернет»


Памятки по информационной безопасности
скачать   скачать   скачать


Видеоролики по профилактике идеологии терроризма
ролик «Звонок маме»
ролик «Признаки»
ролик «Что твоё?»


Сообщите о сайте, доступ к которому, по вашему мнению, должен быть ограничен.

Горячая линия по противоправному контенту: http://old.saferunet.ru

Сайт о культуре и этике в Рунете: http://www.etika.ru/

Сайт РОСКОМНАДЗОР (Роскомнадзор принимает сообщения от граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти, органов местного самоуправления о наличии на страницах сайтов в сети Интернет противоправной информации.): http://zapret-info.gov.ru/ 


Старая истина: Интернет является не только неисчерпаемым источником знаний и прекрасным инструментом для общения и обучения, но и местом, где дети и подростки могут столкнуться с опасным, вредным контентом – например, экстремистским или порнографическим.

Родители, позволяющие своим детям пользоваться интернетом дома, решают этот вопрос в индивидуальном порядке: сидят в сети вместе с ребенком, устанавливают программы, позволяющие контролировать, какие сайты посещает ребенок, пользуются специальными ”детскими” браузерами, работающими с “белыми” или «черными» списками сайтов. Кто-то вообще полностью доверяет своим чадам и считает, что никакой опасности интернет не представляет.

Работникам сферы образования, конечно, приходится быть гораздо более осмотрительными – все-таки школа должна учить «разумному, доброму, вечному». То есть им просто необходимо учитывать, что дети и подростки могут попасть во всемирной паутине не только на обучающие и полезные сайты, но и на совершенно неприемлемый контент. И именно поэтому на компьютеры в школах было принято решение устанавливать специальные фильтры, блокирующие  доступ к негативному контенту.

Все программы-фильтры работают по похожим правилам. Во-первых, существует “черный список” ресурсов, доступ к которым закрыт «по умолчанию». Эти базы постоянно пополняются и ПО, установленное на компьютерах, централизованно блокирует опасные ресурсы. Во-вторых, программы реагируют на так называемые “стоп-слова” на страницах сайтов или в адресах доменов.

Анализируя опыт внедрения компьютерных технологий и Интернета в образование, можно отметить один общий недостаток, свойственный исполнителям этих проектов в многих странах. Сначала в школы начали проводить Интернет, и только после этого всерьез задумались о безопасности и необходимости контролировать информацию, которую могут увидеть ученики.

В Соединенных Штатах Америки, как уже упоминалось выше, интернет в школы начали проводить в 90-х годах прошлого века, и только в 2002 году заговорили об обязательном оснащении компьютеров в классах фильтрами, закрывающими доступ к сайтам, не имеющим отношения к развитию и образованию.

Несколько позднее о безопасности детей и взрослых, пользующихся интернетом, задумались в Австралии, “славящейся” в кругах специалистов жестким отношением к порнографии и противоправному контенту. Здесь в 2006 году стартовал общегосударственный проект NetAlert (инициированный правительством страны), в рамках которого программы-фильтры до 2009 года распространялись бесплатно (в образовательных учреждениях, библиотеках и других центрах образования, программы, блокирующие порнографию, появились на несколько лет раньше). Сейчас проект эволюционировал в комплексный австралийский Национальный узел, способствующий повышению кибербезопасности. Так называемому “федеральному” австралийскому фильтру пришлось пройти «испытания на практике» – в 2007 году мир облетела сенсационная новость: программу, в которую правительство Австралии вложило десятки миллионов австралийских долларов, удалось за полчаса взломать обычному 15-летнему подростку.

Показателен опыт фильтрации контента китайскими властями. В Поднебесной планируется внедрить фильтры, защищающие от порнографии, под кодовым названием “Зеленая стена”. По замыслу, установка защитных программ формально будет носить необязательный характер, но к проекту подключится подавляющее большинство интернет-пользователей страны. Строительство «великой Интернет-стены» все откладывается: изначально продажа фильтров должна была начаться с 1 июля 2009 года. Затем старт проекта перенесли неопределенный срок (во многом из-за протестов критиков “стены”). Правда, Китай и без повсеместного распространения защитного ПО успешно борется с порнографией в сети, не особенно стесняясь в средствах. Например, власти не раз блокировали крупные западные сервисы (в том числе поисковик Google) за предоставление китайцам доступа к негативному, по их мнению, контенту.

А что же в России? В марте 2008 года в рамках нацпроекта “Образование” в школы поступило “защитное” ПО, блокирующее нежелательный контент по особым спискам. Надо понимать, именно его успешно обходят школьники, давая затем материал для уже упомянутых прокурорских проверок. Впрочем, на этом поставка в школы стандартных пакетов программ (в которые входят не только фильтры, но и антивирусы, графические редакторы и т. д.) завершилась. В устанавливаемых в школах фильтрах существуют разные уровни защиты. По умолчанию блокируются только интернет-сайты, идущие непосредственно вразрез с российским законодательством, например, экстремистские или пропагандирующие терроризм. А вот порнографические ресурсы формально каждая школа вольна запрещать самостоятельно – но никто, стоит отметить, от этого добровольного действия не отказывается. Кроме того, педагоги при помощи фильтров могут оградить детей и подростков от нецелевого использования сети Интернет – заблокировать популярные социальные сети, сайты знакомств и так далее.

В эпоху национального проекта “Образование” был также открыт «Школьный портал» – стартовый ресурс для всех школьных компьютеров, с поисковой системой и навигацией по всем образовательным сайтам интернета. “Школьный портал”, задуманный как “единый справочно-обучающий комплекс интернет-страниц для школьников, обучающихся информатике в рамках школьного курса, а также экспертно-коммуникационная среда для преподавателей, родителей и экспертов”, нельзя назвать однозначно удачным проектом. Портал, открывшийся в декабре 2007 года, сразу оброс вполне справедливой критикой. Выяснилось, что разработчики поспешили и не продумали систему регистрации, не прописали четких правил, а главное – толком не доделали систему фильтрации, и из-за этого поиск внутри портала рекламировал далеко не полезные сайты.

Одной из целей проекта “Школьный портал” является, как отмечается в его описании, образование школьников и студентов, обучение их навыкам использования сети для поиска полезной информации и саморазвития. “Шероховатый”, не идеальный запуск этого ресурса сыграл большую роль в воспитании не детей, но взрослых. Ведь, пожалуй, только критикуя создателей портала, многие российские пользователи интернета впервые и всерьез задумались о том, что детей, сидящих в сети, действительно есть от чего защищать.