Методический вестник

Методический вестник учителя


01.04.2019 г.

Лыгина Светлана Анатольевна (учитель математики)

Проблема формирования математической грамотности

    Проанализировав задания мониторинговых исследований TIMS и PISA, я задумалась, а как бы мои ученики справились с этими заданиями? Как часто такого типа задачи встречаются в моём планировании? Я поняла , что редко.

Математическая грамотность  в исследовании PISA понимается как «способность индивидуума проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира». Авторы исследования также оговаривают, что эта способность неразрывно связана с теми математическими умениями и навыками, которыми овладевает ученик, и формироваться может только в условиях системного характера предметного содержания, которое служит её фундаментом. Получается, что необходимо обновлять содержание математического образования. Но на это уйдёт какое-то время. А что же делать сейчас?

     Я работаю по учебникам А.Г.Мордкович, математика 5, 6 класс и А.Г. Мордкович алгебра 7, 8,9 класс. Анализ этих учебников показал, что задач с практическим содержанием недостаточно, поэтому я решила изучить возможность разработки практико-ориентированных задач и использование их при обучении математики на уроках. Мне понравилась схема предложенная Кургановым С.Ю. По этой схеме можно из текстовой задачи составить новую практико-ориентированную задачу.

Критерии, по которым практико-ориентированная задача отличается от текстовой задачи:

  1. Условие задачи может быть сформулировано как сюжет, ситуация, проблема с наличием недостающих или избыточных данных;
  2. Алгоритм решения задачи в явном виде отсутствует;
  3. Задачи имеют несколько правильных ответов, в зависимости от выбранных данных.

Вот например, задача

Для окраски стен площадью 18 кв м израсходовали 1,8 кг краски. Сколько краски потребуется для окраски стены, размеры которой 8,3 и 3,5 м?

Решив данную задачу, можно подобрать жизненную ситуацию и составить практико-ориентированную задачу. Например:

Планируется ремонт рекреации в школе. На покраску в бюджете выделены деньги 12000 рублей. Хватит ли этих денег?

Обе задачи направлены на формирование практических навыков. Решая задачу из учебника, ребята вспоминают формулу нахождения площади, сколько краски расходуется на 1 кв метр. Это в дальнейшем помогает при решении практико-ориентированной задачи.

Или такая задача:

Когда Денис пошёл в магазин за продуктами, у него  были пятирублёвые монеты и десятирублёвые купюры. Сможет ли он без сдачи заплатить за

а)6 кг картофеля по 5 р. за килограмм

б) 2л молока по 12 р за 1 литр и за 1 л кефира стоимостью 11р?

 преобразуем

 Маша пошла в магазин, чтобы купить продукты для приготовления пиццы.   Хватит ли ей 500 р, которые ей дала мама?

Это примеры задач, когда под задачу из конкретной темы подбирают ситуацию из жизни или какого-либо вида деятельности.

 Два самолёта летели с одинаковой скоростью. Первый самолёт был в воздухе 4 часа, второй 6 часов .Первый самолёт пролетел на 1600 км меньше второго. Какое расстояние пролетел каждый самолёт?

На основе данной задачи составлена практико-ориентированная:

Ученик нашего класса летит в Москву на Кремлёвскую ёлку, которая состоится в Кремлёвском дворце 5 января в 10 часов утра. Билеты на самолёт остались только на 5 января. Рейс из Минеральных Вод в Москву в аэропорт Шереметьево на 4 часа утра и 5 часов. Из аэропорта до Красной площади такси доезжает за 45 минут. Успеет ли ваш одноклассник на ёлку?

В этом случае под имеющую ситуацию, которую необходимо разрешить, выделяют математические факты, которые могут быть использованы.

Задачи, в содержании которых реальные объекты сопоставлены с математическими моделями, не вызывают затруднений у ребят. Если их решать систематически, то можно будет перейти и к более сложным задачам, которые требуют больших затрат учебного времени. Эти задачи можно решать в группах на спаренных уроках или во внеурочное время. Это такие задачи, как

Изготовить макет школьного участка и вычислить площадь с масштабом1:150

Рассчитать необходимое количество материала для изготовления домика для кошки

Рассчитать бюджет поездки в Москву на два дня

Рассчитать бюджет ремонта в своей комнате

Рассчитать бюджет открытия мини пекарни и др.

Решая подобные задачи, ученики выходят за рамки привычных алгоритмов, ищут новые способы решения, что способствует разностороннему развитию, любознательности, творческой активности, самостоятельности. Конечно же эти задачи должны быть интересны для ребят. Этот интерес и должен повысить мотивацию к изучению математики.


13.05.2019 г.

Лыгина Светлана Анатольевна (учитель математики)

 

Практико-ориентированный урок (Решение практических задач 7 класс)

 Цель урока: формирование математической грамотности  при решении практико-ориентированных заданий .Применение изученных понятий, формул, приемов и алгоритмов в практических ситуациях реальной жизни.